«Прелестный памятник легкомысленного века» (с)
Символ киевского Монмартра. Вошедший в каталог «1000 чудес мира. Шедевры человечества 5 континентов», а также в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО архитектурный объект. Место, где разворачивались самые драматические события комедии «За двумя зайцами». Можно продолжать этот синонимический ряд, но уверена, что все уже поняли – речь пойдет об Андреевской церкви, которая в декабре 2020 г. вновь открыла свои двери после 11-летней реставрации.
Вообще, история известного храма – это почти непрерывная цепь реставраций и реконструкций. И он чаще оказывался закрыт для прихожан, чем открыт. К слову сказать, это не первая церковь, построенная на данном месте и претерпевавшая впоследствии различные бедствия. Тем не менее строительство церквей здесь происходило с завидным постоянством. :)
А всё благодаря Нестору Летописцу и его «Повести временных лет», в которой упомянуто, что именно здесь Святой Апостол Андрей Первозванный заночевал по пути из Корсуня (Херсонеса Таврического) в Рим и, увидев с утра открывшиеся его взору красоты, предрек: «Видите ли гори сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия, имать град великий бити й церкви многи Бог воздвигнутиимать». И в подтверждение своих слов установил на данной горЕ деревянный крест.
Раскинувшийся со временем на окрестных холмах Киев послужил подтверждением пророчества апостола, а «вычисленное» благодаря записям Нестора место издавна считалось священным – еще в ХІІI в. здесь существовала Крестовоздвиженская церковь, сгоревшая при нашествии татар. Потом, как гласят источники, сюда перенесли из Братского монастыря Богоявленскую церковь, переименовав ее в Андреевскую. Но и она простояла недолго и была разрушена в 1724 г. После чего решили не усердствовать с культовыми сооружениями, а просто возвести на этом месте крест, получивший название Андреевского.
И тут Киев посетила любимая дочь реформатора-западника Петра І Елизавета, пребывавшая к тому времени в статусе самодержицы всероссийской.
И возжелала Елизавета Петровна построить у нас в городе царскую резиденцию (благодаря чему в Киеве появился Мариинский дворец, о котором не так давно нам поведала deppo) и в комплекте к ней церковь для августейших молебнов. Тогда же, в 1744 году, царской рукой в основание церкви был заложен краеугольный камень и велено лучшим придворным архитекторам разработать план строительства. Согласно исторических источников, «…новая церковь должна была быть дивным произведением искусства, вечным памятником благоволения императрицы к древней столице…».
Но первый проект авторства Иоганна Шеделя и Даниила де Боскета был Ее Величеством отвергнут, а создание нового проекта поручено придворному архитектору Франческо Бартоломео Растрелли. Он к тому времени уже был известен как автор нескольких зАмков, построенных по заказу Эрнста-Иогана фон Бирона, фаворита предыдущей императрицы Анны Иоановны, а также Смольного монастыря – по заказу действующей императрицы Елизаветы. В дальнейшем неутомимый итальянец возвел еще немало архитектурных жемчужин, отличавшихся богатством и роскошью убранства, а также определенным смешением стилей, благодаря чему даже появился термин «елизаветинское барокко» (фото отсюда).
В случае с Андреевской церковью Бартоломео тоже не подвел – к 1748 г. предоставил проект, получивший высочайшее одобрение, и уже в 1749 г. началось большое строительство под руководством И. Мичурина (еще одного придворного зодчего), который внес свои дополнения в образ церкви. Но, к сожалению, ни тот, ни другой авторы проекта не сделали главного – не отвели подземные воды из-под горы, на которой возведен храм, что и послужило в большинстве своем причиной постоянных ремонтов и реставраций. В дальнейшем ситуация только усугублялась, с одной стороны, подтоплениями и сдвигами грунта, а с другой – громами и молниями, которые с завидной регулярностью попадали в возвышающийся на крутых склонах храм, что сохранности ему не добавляло.
Строительство церкви продолжалось с 1749 г. по 1762 г., «пережив» свою августейшую заказчицу и оставшись в связи с этим как бы не у дел (читай – без должного финансирования). После освящения храма, состоявшегося аж в 1767 г., он буквально спустя несколько месяцев был передан в ведение Киевского магистрата, а потом – Киевской городской думы. Из-за таких событий Андреевская церковь осталась без собственного прихода и, соответственно, постоянного источника дохода, позволявшего содержать здание, а также ремонтировать его должным образом и в нужных объемах.
За свою более чем 200-летнюю жизнь храм претерпел череду реконструкций и передач от одного ведомства к другому. До 1932 г. церковь оставалась действующей, затем вошла в состав историко-культурного заповедника «Всеукраинский музейный городок». В 1939 г. в церкви разместили филиал Софийского антирелигиозного музея, в годы Второй мировой войны там были возобновлены богослужения, а в 60-х годах церковь снова закрыли. С 1968 г. Андреевская церковь открылась как архитектурно-исторический музей-филиал заповедника Софийский музей. И, наконец, новейшая история – в октябре 2018 г. Андреевская церковь была передана в ведение Вселенского патриархата, хотя и далее остается музеем в составе Национального заповедника «София Киевская».
Как видите, история храма достаточно бурная и богатая событиями. Но одновременно с этим считается, что Андреевская церковь – одно из наиболее хорошо сохранившихся и дошедших до наших дней в аутентичном виде творений Растрелли.
Возможно, этому способствовал тот факт, что в 1978-79 гг. очередная реставрация церкви проводилась на основании оригинальных чертежей талантливого зодчего, копии которых любезно были предоставлены нашим реставраторам Венским музеем «Альбертина».
Поэтому мне лично весьма любопытно было увидеть Андреевскую церковь после достаточно длительной реставрации. Тем более, что среди достижений оной указывалось восстановление первоначального цвета стен внутри храма, для чего проводились неоднократные пробные покраски. А также приведение в первозданное состояние иконостаса – все иконы в нем были восстановлены и расположены в том порядке, который был задуман Бартоломео и существовал при освящении храма.
Итак, если театр начинается с вешалки, то Андреевская церковь начинается с… лестницы! :)
Это ее добавил к проекту храма Мичурин, и на ней же Проня Прокоповна говорила Голохвастову: «…Я Вас любила! А Вы! Опозорили на весь Киев! На весь Подол!!!..».
Поднявшись по лестнице, вы попадете на смотровую площадку, с которой открываются прекрасные виды Днепра и киевского левобережья (пусть не совсем эту картину увидел в свое время Святой Андрей, но не могу не разделить его восторгов)…
…Подола…
…Аллеи художников…
…и, конечно же, Андреевского спуска – любимого места прогулок киевлян и гостей Киева.
Надо сказать, что даже когда церковь была на реконструкции, на смотровую площадку существовал отдельный вход. И сейчас вы можете купить билеты как для комплексного посещения храма (если не ошибаюсь, стоимость билета 70 грн), так и просто для подъема на смотровую (20 грн). График работы можно увидеть на официальном сайте Андреевской церкви.
Но впечатляет не только вид, открывающийся от стен церкви на Киев, но и вид на церковь с разных точек Киева и, в частности, с Подола. Складывается впечатление, что изящный храм действительно парИт в воздухе над городом.
И особенно этот эффект усиливается вечером.
Хотя высота церкви нет так уж велика – 50 м с крестом. Если же сюда учесть еще и высоту двухэтажного стилобата, являющегося своеобразным фундаментом церкви, то общая высота составит 64 м, что тоже не так уж и много.
Добавить данный дом-стилобат в основание церкви также было идеей Мичурина – это позволило нивелировать перепад высот на горЕ и укрепить основание храма.
Наружная отделка Андреевской церкви впечатляет в первую очередь характерным для творений Растрелли лазурно-голубым цветом внешних стен, контрастирующим с белизной колонн, которые украшают угловые контрофорсы храма, а также позолотой обрамлений.
Еще одна изюминка внешней отделки – декор из чугунного литья, который Растрелли впервые применил именно при строительстве Андреевской церкви. Произведена вся эта красота была на тульских металлургических заводах.
А вот чего у Андреевской церкви нет, так это колокольни. И объясняется такая особенность всё той же легендой о путешествии Св. Андрея через наши места. В те времена вокруг данной горы плескалось море, но когда апостол изрек свое предсказание и водрузил в подтверждение своих слов крест, море превратилось в реку Днепр, а остальная вода ушла под гору. Однако, если потревожить спрятавшееся под Андреевской горой море каким-либо громким звуком (звоном колокола, например), то оно выйдет из-под горы и затопит город вместе со всем Левобережьем.
Хотя отсутствие колокольни может быть объяснено и весьма прозаично: церковь закладывалась исключительно для императрицы, соответственно, ей не надо было созывать своих прихожан на церковные мероприятия колокольным звоном.
Но легенда о море, конечно же, более привлекательна. Тем более, что при закладке фундамента Андреевской церкви в недрах горы открылся подземный источник (по другим свидетельствам – водный колодец). Так что легенда, как обычно, содержит в себе и определенную долю правды. ;)
Церковь имеет форму креста с размерами примерно 20х30 м, благодаря чему внутренняя часть совсем невелика. Но впечатляет своим великолепием и роскошью.
Конечно, в первую очередь в глаза бросается огромный иконостас, состоящий из 39 икон, выполненный в алых цветах и украшенный золотой резьбой.
Многие элементы декора с целью ускорения работ делались в Петербурге. Но привлекались и местные киевские мастера – они создали каркас иконостаса, состоящего из 3-х ярусов, а также резные обрамления икон.
Как я уже упоминала, когда церковь не использовалась по назначению, порядок расположения икон в ней был изменен. Сейчас же мы видим все в том порядке, как задумал Растрелли, хотя следует отметить, что и по тогдашним временам иконостас Андреевской церкви считался достаточно нестандартным, т. к. некоторым образом отходил от строгих церковных канонов.
Классическим считается первый (нижний) ряд иконостаса и Царские врата, украшенные изящной резьбой, растительным орнаментом и головками херувимов, с изображениями четырех евангелистов и сцен Благовещения.
Второй же и третий ярусы скомпонованы в достаточно вольной манере, если такой термин можно применить для описания церковного оформления. :)
Все иконы были выполнены в 1751-52 гг. так называемой «живописной командой» петербургских художников под руководством И. Вишнякова, который не только руководил, но и участвовал в написании некоторых икон. Также многие полотна приписывают кисти А. Антропова. Он же доставил все полотна из Петербурга в Киев, руководил их размещением, проводил прочие оформительские работы в церкви – в связи с этим художник пробыл в Киеве почти 3 года.
Наиболее ярким его проектом в Андреевской церкви считается запрестольная композиция «Тайная вечеря», датированная 1754 г. Полотно впечатляет своими размерами (8,3 кв. м), а специалисты уверяют, что в нем максимально из всех художественных произведений, использованных в оформлении храма, проявились признаки стиля барокко середины XVIII в.
Его же авторству приписывают изображение Андрея Первозванного на западном своде церкви.
Да и в целом оформление подкупольного пространства требует отдельного упоминания. Оно состоит из восьми треугольных секторов, в каждом из которых расположено живописное панно, в создании которых, предположительно, принимал участие в том числе и А. Антропов.
За Царскими вратами в первом ярусе иконостаса привлекает внимание своей тонкой резьбой и пышным оформлением надпрестольная сень (или киворий, как я узнала при написании этого рассказа). Она сделана в виде ротонды с восемью витыми колоннами, украшенными цветочными гирляндами.
С ней, кстати, связана интересная история. Престол долгое время был накрыт стеклянным колпаком и металлическими окладами, которые во время прошедшей реставрации сняли, и под ними реставраторы через слой старой штукатурки обнаружили хорошо сохранившуюся надпись, в которой перечисляется список святых мощей, хранившихся когда-то в этом престоле (ныне их судьба неизвестна), а также указана точная дата освящения храма. Реставраторы с определенной долей юмора называют эту надпись Свидетельством о рождении Андреевской церкви.
Вообще, примечателен тот факт, что в Андреевской церкви, которая является храмом православным, в интерьере встречается немало элементов католицизма – упомянутая уже надпрестольная сень, круглая полихромная скульптура, проповедническая кафедра. Причем последняя по замыслу Растрелли и в ознаменование его приверженности роскоши стиля барокко исполнена в виде миниатюрной театральной ложи...
…к которой ведет небольшая лестница с балюстрадой, богато украшенная лепниной, резьбой и картинами на религиозные темы.
А расположенные под кафедрой резные позолоченные фигуры двух ангелов как будто несут ее на своих крыльях.
Над лестницей к кафедре можно увидеть картину «Выбор веры князем Владимиром», подаренную к 100-летнему юбилею церкви в 1867 г. графом Шереметьевым. Полотно исполнено в стиле классицизма курляндским уроженцем художником И. Л. Эггинком. На картине показано, как представители духовенства разных вероисповеданий знакомят Владимира с католицизмом, иудаизмом, мусульманством и православием.
Тогда же в дар от Киевского митрополита Арсения храм получил картину украинского художника П. Т. Бориспольца «Проповедь апостола Андрея». Что интересно, полотно было написано автором во время его пребывания в Париже в 1847 г., а спустя почти 10 лет подарено Киеву. А еще более интересно, что некоторые искусствоведы и знатоки творчества Бориспольца считают, что на этой картине присутствует портретное изображение… Тараса Шевченко, с которым автор был очень дружен. И действительно, если присмотреться к образу мужчины на черном коне с левого края картины, то можно увидеть определенное сходство с Кобзарем.
Так что при посещении Андреевской церкви мы можем не только полюбоваться предметами искусства, но и сравнить художественные школы XVIII и XIX вв., а также манеру исполнения российских, украинских и прибалтийских художников. ;)
В качестве прочих даров к своему 100-летию храм получил от царской семьи икону, Евангелие и церковные облачения, а от мецената А. Муравьева, активно попечительствовавшего церкви, частицу привезенных с Афона мощей Апостола Андрея. К сожалению, всё вышеперечисленное на текущий момент в церкви не представлено. Есть только вот такая митрополичья митра начала XVIII в.:
Скажу честно: церковь сама по себе невелика и ее посещение не займет у вас много времени. Но учитывая ее бурную историю, массу связанных с ней легенд, а также своеобразный стиль внешнего исполнения и внутреннего убранства, такая экскурсия доставит, я думаю, истинное удовольствие любителям и ценителям истории и искусства.
И в завершение своего рассказа не могу не привести слова Зои Шамуриной, которые часто упоминаются в рассказах об Андреевской церкви. В своем сборнике «Киевъ», вышедшем в 1912 г., исследовательницы старины так охарактеризовала известный киевский храм:
«…Вызывающе-яркій красный иконостасъ, белыя легкія стены, изобиліе золота и серебра, граціозно-капризныя линіи орнаментаціи, смеющіеся ангелы – как все это красиво!…но какъ во всемъ этомъ мало храма, какъ это мало располагает къ молитвенному, сосредоточенному настроению!
Храмъ-дворецъ, изящный и радостный – прелестный памятникъ легкомысленнаго века, когда люди разучились молиться…».
И после недавнего посещения оной я, пожалуй, готова согласиться с таким определением. :)